Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь в 2015 году выдало лишь одну гемблинговую лицензию – в стране ощущается резкое сокращение инвестиций в индустрию азартных игр, постепенно входящую в кризис. Эксперты находят причину этого кризиса в падении потока туристов из РФ – российские игроки отдают предпочтение балканским странам и азиатскому рынку.
Если в 2012 году белорусский регулятор выдал 19 лицензий на организацию и проведение азартных игр, а в 2013 – 20 таких лицензий, то в этом году на рынок пришел лишь один новый оператор. Местная «Гейминг групп ХО» решила открыть зал игровых автоматов в столичной гостинице «Пекин». А всего в Республике Беларусь насчитывается 118 обладателей игорных лицензий.
Когда в 2009 году белорусские власти проводили либерализацию местного гемблингового законодательства, они, в первую очередь, рассчитывали на игроков из России. В том году правительство РФ ликвидировало индустрию азартных игр в стране, поставив ее вне закона, и разрешив строить казино только на территории специально отведенных игорных зон.
Тогда президент Беларуси Александр Лукашенко заявил:
«При грамотном подходе игорный бизнес может и должен стать дополнительным источником пополнения бюджета за счет налогов, способствовать созданию новых рабочих мест, привлечению туристов и инвестиций в нашу страну».
Но как показала практика, белорусским операторам так и не удалось перехватить поток любителей азартных игр из РФ. Богатые туристы и хайроллеры отдают предпочтение азиатскому рынку, они приобретают джанкет-туры в Макао, Сингапур и другие крупные интегрированные курорты Юго-Восточной Азии. А остальные категории гемблеров либо отправляются в российские игорные зоны – «Азов-Сити» и «Сибирская монета», либо летят в балканские страны – Черногорию, Сербию или Хорватию.
Белорусские операторы заплатили в государственный бюджет в 2012 году всего-навсего 238 миллиардов белорусских рублей (около $15,47 млн). В качестве еще одной причины системного кризиса игорной индустрии эксперты называют снижение доходов местного населения.