В предыдущих частях мы рассказали, как выглядел украинский рынок в период своего расцвета. Объяснили, почему вдруг политики решили его уничтожить. Проследили хронологию принятия ключевых для индустрии законов. Оценили принятые законы с экономической точки зрения. Узнали, как правоохранительная система применяла их по отношению к операторам. И провели анализ рынка гемблинга на Украине в его текущем состоянии. Пришло время делать выводы.
Что может дать легализация заинтересованным сторонам
Как бы парадоксально это ни звучало, но от принятия закона, создающего и регулирующего рынок азартных игр, на Украине выиграли бы все, даже коррумпированные чиновники.
Монополисты — три официальных оператора лотереи
Если правительство примет гемблинговый закон, эти компании потеряют свою монополию. Но тогда они смогут защитить свои розничные сети от набегов радикалов в масках и народных депутатов с телекамерами. Лотерейные гиганты пользуются монополией только на наземном рынке. В онлайн они вчистую проигрывают крупным международным операторам, которые вообще не платят налоги и сборы. На новом регулируемом рынке они смогут стартовать с самых выгодных позиций, обладая сильным менеджментом и сформированными сетями они смогут обыграть кого угодно даже в равной борьбе.
Правительство
Украинские депутаты и министры очень любят называть сумму, которая поступит в бюджет после легализации. Но они лукавят — как можно говорить о сумме налога, если еще не установлена ставка, по которой он будет взиматься. Правильнее будет назвать объемы рынка, чтобы заинтересованные лица могли посчитать сами.
Сложно оценить рынок, часть которого скрыта «серыми» и даже «черными» схемами. Операторы лотереи сумели за последние полтора года собрать 18 млрд гривен, из которых около 4,5 млрд гривен записали себе в доход.
Мы считаем, что на данный момент объемы рынка гемблинга на Украине такие:
- общий объем рынка — около 50 млрд гривен (около $2,1 млрд);
- из них декларируются работающими операторами — 12 млрд гривен;
- работают в «серых» схемах — около 30 млрд гривен;
- работают в «черных» схемах — около 8 млрд гривен.
В том случае, если парламент примет эффективный закон, легализующий все виды азартных игр и изменит регуляцию лотереи, правительство может надеяться на создание регулируемого рынка в 30–40 млрд гривен. Эта сумма и будет базой для налогообложения. Как показывает мировая практика, полная легализация невозможна в принципе.
Если регуляция лотерей останется прежней, с декларируемым оборотом в 12 млрд гривен, а парламент примет закон, легализующий другие виды гемблинга, то объемы нового рынка можно оценить в 10 млрд гривен (не считая оборота лотереи).
Но если будут приняты без существенных доработок те законопроекты, которые сейчас находятся на рассмотрении парламента, максимум, на что может надеяться правительство, это увеличение существующей базы налогообложения на 2–3 млрд гривен.
Это самые оптимистичные оценки. Для получения более реального прогноза, каждый желающий может уменьшить эти цифры на тот процент, который, по его мнению, характеризует уровень коррупции в стране.
Гемблеры
Получат возможность защитить свои интересы. На данный момент любой зарубежный оператор, принимающий ставку от украинца, может вполне легально и законно вообще не выплачивать выигрыш. Конечно, крупные компании, работающие по лицензиям других юрисдикций, никогда не пойдут на такое. Но мошенники вполне могут пользоваться этой брешью в законодательстве.
Украинский бизнес
В случае легализации украинские бизнесмены смогут наконец-то, начать работать в прозрачных условиях. По 2009 году видно, что рынок имеет большой потенциал и, при правильной регуляции, он может стать одним из крупнейших в Европе.
Зарубежные инвесторы
Смогут официально зайти на рынок. В первую очередь речь идет о российских, белорусских и грузинских операторах. Они уже накопили достаточный опыт работы на схожих рынках и сумеют добиться результатов на Украине, подняв экономику страны и создав новые рабочие места.
Подведем итоги – сейчас или никогда

Стремясь создать коррупционные схемы, украинские парламентарии принимали противоречащие друг другу законы. Чиновники на местах, за соответствующую плату, решали, какой из них применить в конкретной ситуации. Власти сами себя переиграли — они довели законодательство до полного абсурда, позволив тем самым индустрии выйти из-под государственного контроля.
В результате сумма взяток с каждым годом становилась все меньше и меньше. Жадность и неэффективность чиновников вчистую проиграла битву с высококлассным менеджментом операторов.
Более того, украинские бюрократы не смогли даже сами создать серьезный бизнес на этом рынке. Единственный оператор «УНЛ», который, по слухам, связан с местными политиками, является признанным аутсайдером, подбирающим те крохи, которые оставляют ему конкуренты.
Рынок онлайн-гемблинга вообще не контролируется. Такие гиганты, как William Hill и Poker Stars, прекрасно чувствуют себя на Украине. И при этом ни копейки не платят, ни в государственный бюджет, ни в карманы коррупционеров.
Индустрия зашла в тупик. Три легальных оператора — «УНЛ», «МСЛ», «Патріот» — достигли потолка своего роста. Онлайн-сегмент пока вряд ли превышает 10% украинского рынка, но он постоянно увеличивается. И тут без законодательных изменений у украинских операторов очень слабые позиции.
Настало самое подходящее время для создания цивилизованного регулируемого рынка. Сейчас или никогда — если до конца текущего года парламент не примет адекватный закон, проиграют все.