За всю свою историю с момента своего появления, игра в рулетку была близка множеству творческих людей. Со свистом летящий шарик, определяющий кого в следующий момент сделать сказочно богатым, а кого оставить нищим, не давал спокойно уснуть целым поколениям писателей и поэтов, художников, композиторов и режиссёров. Рулетка воспета в песнях, увековечена в картинах и литературных произведениях, о ней снято множество фильмов. В этой статье мы собрали самые интересные картины, посвящённые рулетке и игрокам в неё.
Колесо Богини Фортуны
Древнейшим символом, отображающим суть рулеточной игры, безусловно, можно считать Колесо Фортуны, изображения которого широко известны с античных времён. Древнегреческая Богиня удачи Фортуна крутит Колесо Жизни, которое поднимает падших и унижает возгордившихся. Верху колеса находится фигура, символизирующая успех и богатство, снизу изображение нищего, означающее бедность. Подобное описание судьбы впервые было изложено в трактате Боэция "Утешение философией".
Чет-Нечет
Игра "Чет-Нечет" была наиболее близким прообразом современной рулетки. Здесь барабан был разделён на 40 секторов, 3 из которых — зеро, а остальные двух видов: чёт(even) и нечет (odd), соответственно обозначенные буквами E и O.
Первая рулетка
Одним из самых первых сохранившихся до наших дней изображений с рулеткой, можно считать английскую политическую карикатуру художника Джеймса Гилрея (1756-1815). Как можно видеть, ранний вариант рулетки "Чёт-Нечет" уже в 1782 году был популярен в Европе.
Эдвард Мунк, достоевщина и рулетка
Одними из самых мистических и выразительных произведений на тему рулеточной игры являются картины норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка (Edvard Munch). Как и другие произведения Мунка, полотна о рулетке написаны в характерной авторской манере и полны одиозности.
В своей работе «За рулеточным столом в Монте-Карло», написанной в 1892 году, Мунк изображает себя самого, записывающего в блокнот номера, выпавшие на рулеточном колесе. Казино поразило Мунка изобилием красочных сцен и сюжетов, которые можно наблюдать за игровыми столами. Не меньшее восхищение вызывает у Мунка и сама рулетка.
Меня охватила какая-то горячка — я сам себя не узнаю. Раньше я так любил полежать подольше, а теперь по ночам сплю всего лишь несколько часов — перед глазами все время стоит изумрудно-зеленое сукно стола и золотые монеты на нем,
— пишет автор в своём дневнике.
Среди документов, оставшихся после смерти художника, сохранилось несколько листков блокнота, с записанными на них последовательностями номеров. Тайны магии чисел увлекали Мунка не меньше, чем загадки человеческой души. Однако у него не получилось открыть систему, позволяющую победить рулетку. Известно, что за время пребывания на юге Франции, Мунк проиграл почти всё своё состояние и даже обратный билет был вынужден покупать за чужие деньги.
Очень красочно состояние проигравшего игрока было изображено на другой его картине, «Рулетка», которую Мунк создал в то же время. Влияние рулеточной игры на жизнь и творчество Мунка имеет много общего с азартной страстью известного писателя Достоевского. И хотя в дневниках Эдварда Мунка нет никаких упоминаний о романе Достоевского «Игрок», известно, что он был весьма восхищённым поклонником русского писателя, и даже умер с его книгой в руках.
Жан Буланд. На дне (Le Tripot)
Пожалуй, самой реалистичной и выразительной картиной о проигрывающих игроках казино, сделавших свои последние ставки и отчаянно следящих за шариком, является полотно Жана Евгена Буланда «Le Tripot» (переводится как «Игорный притон» или «На дне»). Художник выбрал вид со стороны крупье, напротив которого расположились люди из самых разных сословий, каждый из которых поставил свои последние деньги, либо часть их остатка, и теперь замер в ожидании, немигающим пристальным взглядом, ожидая исхода игры.
Жан Беро. Ставки сделаны!
Жан Беро́ (фр. Jean Béraud, 1849-1935) — французский салонный живописец, известный своими жанровыми полотнами, запечатлевшими жизнь и ночные развлечения Парижа и французского светского общества. Его известная картина «Казино в Монте-Карло» изображает оживление, царящее за рулеточным столом, и человека в движении, стремящегося успеть сделать свою ставку. У этой работы есть иное название, Rien ne va plus, что в переводе с французского значит "Ставки сделаны" и очень точно передаёт сюжетную идею. Картина написана в 1900 году.
Кристиан Людвиг Бокельман. Казино Монте Карло
Картина немецкого художника-реалиста Кристиана Бокельмана (Christian Ludwig Bokelmann 1844-1894), «Казино Монте-Карло» была создана в 1884 году. На сегодняшний день это одна из наиболее репродуцируемых работ, посвящённых рулетке. По мнению современника художника, публициста и критика Адольфа Розенберга, мотив произведения точно отражает момент максимальной нервной концентрации игрока и искателя приключений. Данную картину часто ошибочно датируют 1900 годом, хотя её автор умер в 1894 году, не дожив до ХХ века.
Гвендолен Харлет в казино
Ещё одна известная и старая иллюстрация, запечатлевшая игроков во французскую рулетку начала 20 века, называется «Гвендолен Харлет за рулеточным столом» (Gwendolen Harleth at the roulette table).
Рисунок сделан в 1910 художником с автографом «FLS» нью-йоркского издательства The Jenson Society для романа Джорджа Элиота «Даниель Деронда». Книга посвящена проблемам еврейского населения в викторианской Англии.
Помпео Мариани и развлечения высшего света
Любителям импрессионизма в живописи известна серия полотен знаменитого итальянского художника Помпео Мариани (Pompeo Mariani, 1857-1927), посвящённых различным сценам из жизни казино.
Мариани был признанным при жизни художником. За свою живопись он удостоился 14 золотых и 9 серебряных медалей. Среди покупателей его картин были Джакомо Пуччини, Артуро Тосканини, Чарли Чаплин, русский царь Николай II, Королевский Дом Савойи, семьи Рокфеллеров и Ротшильдов и прочие влиятельные ему современники. Его картины о казино отражают стиль жизни высшего света того времени. Казино на картинах Мариани обычно подаётся приблизительно так, как оно в действительности и выглядит для множества людей: увлекательная атмосфера роскоши и сияющего великолепия.
У итальянского импрессиониста есть отдельная картина, посвящённая «системщикам» — игрокам, пытающимся победить рулетку по определённой математической стратегии. Благодаря холсту I sistemisti della roulette, мы сегодня имеем возможность взглянуть, как глазами художника выглядели игроки, практикующие на рулетке системы игры на подобие Мартингейл.
«Кубическая» рулетка Жана Метценже
В начале 20 века в мировой живописи зародилось много новых, революционных направлений. Одним из них стал кубизм, стремившийся изображать сложные предметы, подчёркнуто геометризованными, примитивными формами. Картина французского художника Жана Метценже (Jean Metzinger) «Рулетка» — одна из работ в стиле кубизма, посвящённая одноимённой игре.
Владимир Маяковский, рулетка и железка
Кроме поэзии, знаменитый поэт Владимир Маяковский занимался живописью, где стал одним из основателей нового направления «футуризм». Его картина маслом «Chemin de fer» (Рулетка), созданная в 1915 г. для футуристической выставки, является самым поздним произведением данного жанра. Chemin de fer — это «железка», популярная карточная игра начала 20 века, аналог баккары. На картине видны цифры 8 и 9 , знаковые для баккары, а стрелки символизируют порядок игры, характерный для рулетки. Считается, что таким образом Маяковский изобразил собирательный образ азарта, очень значительной составляющей в его собственной жизни.
Объяснение для товарищей, не видавших рулетки.
Рулетка — стол,
а на столе —
клетки.
А чтоб арифметикой позабавиться сыночку и маме,
клеточка украшена номерами.
Поставь на единицу миллион твой-ка,
крупье объявляет:
«Выиграла двойка».
Владимир Маяковский
Рулетка и космос нашего времени
С распространением казино в конце 20 века в странах бывшего СССР появились интересные картины современных художников. Художник Михаил Серебряков написал в 2005 году картину в стиле сюрреализма. На ней изображено рулеточное колесо в космическом пространстве, как спутник планеты Земля. Интересно, что цифры художник на рулетке изобразил в правильном порядке, но с цветами (красное и черное) кое-где напутал.
Космическую тему продолжает картина казахстанского художника Руслана Аканаева «Инопланетяне в казино», которую автор представил впервые в 2011 г. на одноимённой выставке. Художник говорит о собственной работе следующее:
…я очень условно назвал героев инопланетянами. Так получилось, что однажды я попал с друзьями в казино. И воспользовался случаем, чтобы наблюдать незнакомую мне натуру. В казино очень интересная атмосфера: там кипят страсти, хотя все присутствующие внешне выглядят очень сдержанными. Люди находятся словно в другом измерении, и такое ощущение, что действительно нет ни одного нормального лица. Так и получилась картина «Инопланетяне в казино».
Ещё один автор, любящий изображать фантастических сюрреалистичных персонажей за различными играми — художник Николай Зайцев. Известна серия подобных его работ, посвящённых рулетке.
Существует большое множество картин, посвящённых рулетке, совершенно разных авторов и жанров, здесь мы постарались рассказать Вам о наиболее знаменитых и интересных произведениях. Также напомним, что наиболее интересные картины рисует нам сама жизнь, а игра в рулетку — одна из самых достойных натурщиц.